PostHeaderIcon Бортовые диагностические системы (OBD-I, II)

Совместные усилия приводят с одной стороны к постоянному улучше­нию экологических показателей вновь выпускаемых автомобилей, но при этом с другой законодательной стороны допустимые нормы выбросов ток­сичных веществ в окружающую среду непрерывно ужесточаются.

Первый законодательный акт, направленный на решение авто­мобильных экологических проблем, был принят в 1985 г. в штате Калифор­ния (США) и получил наименование «Постановление CARB» (California Air Resources Board — Управление по защите воздушных ресурсов Калифорнии). На основе этого постановления в 1988 г. был разработан первый автомобиль­ный экологический стандарт бортового диагностирования «OBD-І» (Onboard diagnostic-I), который стал обязательным в Калифорнии с 1989 г. Требования стандарта OBD-І сводились к четырем основным пунктам [26]:

— наличие диагностической системы на борту автомобиля обязательно;

— обязательное наличие светового индикатора на щитке приборов автомо­биля, предупреждающего о появлении неисправностей в одной из систем управления двигателем;

— бортовая диагностическая система должна записывать, хранить в памяти и выдавать коды ошибок для всех неисправностей, ведущих к увеличению загрязнения окружающей среды;

— бортовая диагностическая система должна в первую очередь (приоритет­но) обнаруживать неисправности клапана рециркуляции выхлопных газов и топливной системы, отказ которых связан с неизбежным загрязнением окружающей среды.

Применение стандарта OBD-І на практике не было эффективным. Свя­зано это с тем, что электронные системы автоматического управления двига­телем (ЭСАУ-Д) были в 80-х годах еще недостаточно совершенными: не осуществлялся мониторинг каталитического нейтрализатора, отсутствовал контроль утечек паров бензина, пропусков воспламенения. Чувствительность и быстродействие диагностических систем OBD-І были недостаточными.

Кроме того, стандарт OBD-І не предъявлял требований к унификации диагностических систем и единообразию их компонентов, что привело к раз­работке большого числа вариантов бортовых диагностических систем для разных моделей автомобилей. Как следствие, для проведения диагностики различных автомобилей нужно было иметь большое количество разнообраз­ного дорогостоящего специализированного оборудования, соединительных кабелей, адаптеров, сканеров и т. д.

Разработка требований и рекомендаций по стандарту OBD-II велась под эгидой ЕРА (Environmental Protection Agency — агентство по защите ок­ружающей среды при правительстве США) при участии организаций CARB и SAE.

Стандарт OBD-II предусматривает более точное управление двигате­лем, трансмиссией, каталитическим нейтрализатором и т. д. Доступ к сис­темной информации бортового ЭБУ можно осуществлять не только специа­лизированными, но и универсальными сканерами. С 1996 г. все продаваемые в США автомобили стали соответствовать требованиям OBD-II.

В Европе аналогичные документы были приняты позже по отношению к США. Тем не менее, аналогичные правила EOBD (European On Board Diagnostic) вступили в силу и в Европе с 1 января 2000 г.

С применением стандартов EOBD и OBD-II процесс диагностики элек­тронных систем автомобиля унифицируется, теперь можно один и тот же сканер без специальных адаптеров использовать для тестирования автомоби­лей всех марок.

Требования стандарта OBD-II предусматривают:

— стандартный диагностический разъем;

— стандартное размещение диагностического разъема;

— стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики;

— стандартный список кодов неисправностей;

— сохранение в памяти ЭБУ кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр);

— мониторинг бортовыми диагностическими средствами компонентов, от­каз которых может привести к увеличению токсичных выбросов в окру­жающую среду;

— доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам ит. д.;

— единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок.

Обмен информацией между сканером и автомобилем производится со­гласно международному стандарту ISO 1941 и стандарту SAE J1850. Стан­дарт J1979 устанавливает список кодов ошибок и рекомендуемую практику программных режимов работы для сканера.

В соответствии с требованиями OBD-II бортовая диагностическая сис­тема должна обнаруживать ухудшение работы средств доочистки токсичных выбросов. Например, индикатор неисправности Malfunction Indicator Lamp — MIL (аналог прежней лампы Check Engine) включается при увеличении со­держания СО или СН в токсичных выбросах на выходе каталитического ней­трализатора более чем в 1,5 раза по сравнению с допустимыми значениями.

Такие же процедуры применяются и к другому оборудованию, неис­правность которого может привести к увеличению токсичных выбросов.

Оставить комментарий

..

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Мастерская Своего Дела - msd.com.ua