PostHeaderIcon Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

Работоспособность системы управления двигателем и системы впрыска зависит от исправности механических и гидромеханических систем. Ряд от­клонений вызывает неисправности, которые ошибочно могут быть приняты за неисправности электронной части системы управления, к ним, в частно­сти, относятся:

— низкая компрессия:

— отклонение фаз газораспределения, вызванное неправильной сборкой уз­лов двигателя;

— подсос воздуха во впускной трубопровод через негерметично собранные сочленения;

— плохое качество топлива;

— несоблюдение сроков проведения технического обслуживания.

Под диагностированием понимают процесс оценки технического со­стояния узлов и систем по диагностическим параметрам. Отметим, что для современных автомобилей иногда трудно зафиксировать и сам факт наличия неисправности. Высокая надежность автомобильной электроники привела к сокращению числа простых дефектов, легко выявляемых техниками со стан­ций техобслуживания. С другой стороны, если наблюдается неисправность, для нее можно указать множество вероятных причин.

Принято разделять следующие виды диагностирования: по месту вы­полнения — непосредственно на автомобиле и снятых узлах (на постах и це­хах); по месту расположения оборудования диагностирования — бортовое ди­агностирование (встроенное) и стационарное.

Диагностическое оборудование делят на универсальное (мультиметр, осциллограф) и специализированное (стробоскоп, мотор-тестеры, специаль­ные приборы и стенды).

Технология диагностирования требует от пользователя знаний базовых основ электротехники и умения разбираться в простых электрических схе­мах.

Главным элементом системы управления является микропроцессорный блок управления, использующий датчики для получения информации о рабо­те двигателя, а также о работе различных систем, которыми он управляет. Блок способен осуществлять в определенном объеме диагностику элементов системы управления двигателем. При обнаружении неисправности блок управления включает диагностическую лампу неисправностей на панели приборов автомобиля, и в его память заносится код, отражающий данную неисправность. Это не означает, что двигатель необходимо немедленно за­глушить, а свидетельствует о необходимости установления причины вклю­чения лампы в возможно короткий срок. Эксплуатация автомобиля с неуст — раненными неисправностями может привести к ухудшению эксплуатацион­ных свойств двигателя вплоть до полного выхода из строя механических час­тей и узлов электронной системы.

Меры предосторожности при диагностировании

При работе с автомобильными электронными системами необходимо соблюдать требования по подключению, демонтажу, сборке, диагностике элементов системы и узлов двигателя. Выполнение этих требований предот­вращает возможность внесения дополнительных неисправностей при прове­дении диагностики и ремонта автомобиля.

— Перед демонтажем любых элементов системы управления следует отсо­единить провод «массы» аккумулятора.

— Не допускается пуск двигателя без надежного подключения аккумулятора.

— Не допускается отключение аккумулятора от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

— При зарядке от внешнего источника аккумулятор должен быть отключен от бортовой сети.

— Не допускается подвергать блок управления воздействию температуры, превышающей 80° С, например в сушильной печи.

— Конструкция соединителей жгутов проводов системы управления двига­телем предусматривает сочленение только при определенной ориентации. Обе части соединителя имеют ориентирующие элементы. При правильной ориентации сочленение выполняется без усилия. Сочленение с непра­вильной ориентацией может привести к выходу из строя соединителя, мо­дуля или другого элемента системы.

— Не допускается сочленение или расчленение соединителей блока управ­ления при включенном зажигании.

— Перед проведением электросварочных работ отсоединить провод аккуму­лятора и соединители блока управления.

— Для исключения коррозии контактов при чистке двигателя паром не на­правлять сопло на элементы системы МСУД.

— Для исключения ошибок и повреждения исправных узлов не допускается применение контрольно-измерительного оборудования, не указанного в диагностических картах.

— Измерение напряжения выполнять с помощью вольтметра с номинальным внутренним сопротивлением 10 МОм/В.

— Если предусмотрено применение пробника с контрольной лампочкой, не­обходимо использовать лампу небольшой мощности (до 2Вт). Примене­ние ламп большой мощности (например, от фары) не допускается. Если конкретный тип пробника не оговаривается, необходимо путем простей­шей проверки лампы убедиться в безопасности ее применения для кон­троля цепей системы управления.

Алгоритм диагностирования МПСЗ, входящей в состав МСУД можно

представить в виде следующих правил:

1 выполнить осмотр и основные проверки механической исправности узлов систем зажигания;

2 начинать следует с проверки наличия питания и высоковольтной части системы;

3 желательно оценивать как количественные, так и качественные показате­ли сигналов элементов системы зажигания;

4 не допускается проверка высоковольтной части системы без разрядников или разомкнутой вторичной цепью;

5 не допускается коммутация узлов и элементов при подключенном пита­нии;

6 не допускается при контроле электронных узлов применение приборов с низким входным сопротивлением (менее 100 кОм);

7 в сложных системах наиболее эффективен метод имитации исправных элементов системы.

При диагностировании систем на автомобиле наиболее эффективными являются мотор-тестеры. При цеховой диагностике целесообразно примене­ние как специальных стендов для проверки систем зажигания, так и универ­сальных приборов.

Большинство датчиков МСУД может быть проверено с помощью стре­лочного тестера или цифрового мультиметра. Эти приборы позволяют опре­делять такие параметры датчиков, как резистивность электрических цепей, наличие или отсутствие контактного соединения, электрическое напряжение, подаваемое на пассивный датчик. Все эти параметры могут быть определены только в статическом состоянии, когда датчик отключен от системы управ­ления. Такая проверка не дает объективной информации о всех неисправно­стях датчика, так как в этом случае он проверяется без воздействия реальных дестабилизирующих факторов.

Для диагностики автомобильных электронных систем автоматического управления двигателем (ЭСАУ-Д) и их составных компонентов разрабаты­ваются специальные автомобильные электронно-цифровые (однолучевые или двулучевые) осциллографы (АЭЦО). АЭЦО выпускаются в составе ста­ционарных мотор-тестеров или как автономное контрольно-измерительное устройство. Как и в обычных аналоговых электронных осциллографах, на эк­ране АЭЦО по горизонтали отображается время развертки, а по вертикали разность потенциалов — напряжение или ЭДС. Основной принцип диагно­стирования технического состояния датчика с помощью цифрового осцилло­графа заключается в сравнении формы сигнала с его печатной образцовой формой — шаблоном. Печатные образцовые формы (шаблоны) публикуются в специальных руководствах по проведению осциллографической диагности­ки. При использовании шаблонов следует иметь в виду, что они представля­ют собой типичную (штатную) форму сигнала, отображающую лишь «внеш­ний вид» функциональной зависимости, и могут не соответствовать масшта­бам осциллографических изображений реальных сигналов.

На рисунке 12.3 представлены печатные шаблоны (типичные образцо­вые формы) сигналов для некоторых датчиков МСУД.

Для проведения диагностических проверок с помощью осцилло­графа и других внешних контрольно-измерительных приборов (мультимет­ров, стационарных мотор-тестеров и т. п.) диагностические посты должны быть укомплектованы набором переходных кабелей и переходных разъемов (переходных соединителей).

Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

4 I * 12 мин. *•

-I» 6с-

Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

t» 6с

Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

-I ■ 0.06c-

Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

‘ I ■ 0.06c ■

Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт комплекс­ной системы управления двигателем

4————— 1* 0.06c————— * * — ■ I ■ 0,03c » ♦ — ■ I» 0,06c————-

a — осциллограмма сигнала меандровой формы; б — осциллограмма сигнала датчика тем­пературы двигателя (ДТД); в — осциллограмма сигнала потенциометрического датчика положения дроссельной заслонки (ДПД); г — осциллограмма электрического сигнала дат­чика концентрации кислорода (ДКК); О — осциллограмма сигнала датчика детонации (ДД); е — осциллограмма индуктивных датчиков (ИД) частоты вращения ДВС; ж — ос­циллограмма сигнала индуктивного датчика ДКВ, фиксирующего положение коленчатого вала двигателя; з — осциллограмма сигнала датчика углового положения и частоты вра­щения коленчатого вала ДВС, выполненного с использованием эффекта Холла; и — осцил­лограмма датчика МАР абсолютного давления

Рисунок 12.3 — Типичные образцовые формы сигналов (осциллограммы) для некоторых датчиков МСУД (печатные шаблоны) [20]

В отличие от проверки тестером цифровой осциллограф обеспечивает контроль параметров датчиков на работающем двигателе. Это позволяет об­наруживать не только устойчивые неисправности, но и нерегулярные по­грешности датчиков, которые отчетливо проявляются в «динамике».

181

Автоматизация и совершенствование узлов системы управления двига­телем, а также внедрение системы бортового диагностирования значительно сократило перечень операций по техническому обслуживанию МСУД.

При техническом обслуживании МСУД выполняется:

— своевременная замена свечей зажигания;

— контроль состояния разъемов, контактов и жгутов проводом системы;

— контроль работы системы бортового диагностирования по сигнальной лампе «Check Engine» (работоспособность системы и отсутствие кодов ошибок неисправностей).

В гидравлической части системы питания управляемых МСУД требу­ется своевременная замена воздушного и топливного фильтра.

Основным методом текущего ремонта системы является метод замены элементов. Ремонт датчиков, блоков управления, исполнительных механиз­мов нормативной документацией не предусмотрен.

Основным мероприятием текущего ремонта гидравлической части МСУД является очистка системы питания или форсунок на стендах.

Оставить комментарий

..

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Мастерская Своего Дела - msd.com.ua