PostHeaderIcon Структура программного обеспечения ЭБУ по стандарту OBD-11

Программное обеспечение ЭБУ двигателя современного автомобиля многоуровневое [26]. Первый уровень — программное обеспечение функций управления, например реализация впрыска топлива. Второй уровень — про­граммное обеспечение функций электронного резервирования основных сиг­налов управления при отказе управляющих систем. Третий уровень — борто­вая самодиагностика и регистрация неисправностей в основных электриче­ских и электронных узлах и блоках автомобиля. Четвертый уровень — диаг­ностика и самотестирование в тех системах управления двигателем, неис­правность в работе которых может привести к увеличению выбросов токсич­ных веществ в окружающую среду.

Диагностика и самотестирование в системах OBD-II осуществляется подпрограммой четвертого уровня, которая называется Diagnostic Executive (Diagnostic Executive — исполнитель диагностики, далее по тексту — под­программа DE). Подпрограмма DE с помощью специальных мониторов (emission monitor EMM) контролирует до семи различных систем автомоби­ля, неисправность в работе которых может привести к увеличению токсично­сти выбросов. Остальные датчики и исполнительные механизмы, не вошед­шие в эти семь систем, контролируются восьмым монитором (comprehensive component monitor — ССМ). Подпрограмма DE выполняется в фоновом режи­ме, т. е. в то время, когда бортовой компьютер не занят выполнением основ­ных функций, — функций управления. Все восемь упомянутых мини­программ — мониторов осуществляет постоянный контроль оборудования без вмешательства человека.

Каждый монитор может осуществлять тестирование во время поездки только один раз, то есть во время цикла «ключ зажигания включен — двига­тель работает — ключ выключен» при выполнении определенных условий. Критерием на начало тестирования могут быть: время после запуска двигате­ля, обороты двигателя, скорость автомобиля, положение дроссельной заслон­ки и т. д.

Подпрограмма DE устанавливает порядок и очередность проведения тестов:

— отмененные тесты — подпрограмма DE выполняет некоторые вторичные тесты (тесты по программному обеспечению второго уровня) только, ес­ли прошли первичные (тесты первого уровня), в противном случае тест не выполняется, т. е. происходит отмена теста;

— конфликтующие тесты — иногда одни и те же датчики и компоненты должны быть использованы разными тестами. Подпрограмма DE не до­пускает проведения двух тестов одновременно, задерживая очередной тест до конца выполнения предыдущего;

— задержанные тесты — тесты и мониторы имеют различный приоритет, подпрограмма DE задержит выполнение теста с более низким приорите­том, пока не выполнит тест с более высоким приоритетом.

Подпрограмма DE осуществляет три вида тестов:

— пассивный тест, когда выполняется простое наблюдение (мониторинг) за значениями параметров системы или цепи;

— активный тест реализуется вслед за пассивным, когда система не прохо­дит пассивный тест. При этом осуществляется подача тест-сигнала и реги­страция реакции системы на него. Тест-сигнал должен оказывать мини­мальное воздействие на текущую работу исследуемой системы;

— совмещенный тест. Если активный и пассивный тесты не проходят, то подпрограмма DE выполнит тест, во время которого режимы двигателя и его подсистем могут меняться.

Результаты выполнения тестов, полученные с помощью мониторов, ко­дируются подсистемой DE. Коды ошибок обнаруженной неисправности за­писываются в память ЭБУ, и зажигается лампа MIL, если неисправность под­тверждается в двух поездках подряд.

Восьмой монитор (ССМ) контролирует входные и выходные сигналы компонентов и подсистем вне деятельности первых семи мониторов. В зави­симости от вида цепи ССМ может установить обрыв, замыкание или несоот­ветствие сигнала норме. Проводятся также тесты на «рациональность» для входных и «функциональность» для выходных сигналов. Эти тесты прове­ряют соответствие сигналов их штатным значениям в различных режимах ра­боты системы. Например, проверка на рациональность выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки в системе управления впрыском топлива с определением массы воздуха по его объему (speed density) предпо­лагает сравнение сигнала с проверяемого датчика (положения дроссельной заслонки) с сигналом датчика абсолютного давления во впускном коллекто­ре. По мере открывания дроссельной заслонки разрежение во впускном кол­лекторе уменьшается, сигнал с датчика абсолютного давления должен это подтверждать. При нормальной работе сигналы этих двух датчиков соответ­ствуют друг другу, что и проверяется монитором ССМ.

В зависимости от типа ЭБУ ССМ может контролировать следующие устройства:

— датчик массового расхода воздуха;

— датчик температуры охлаждающей жидкости;

— датчик температуры воздуха;

— датчик положения дроссельной заслонки;

— датчик положения коленчатого вала;

— датчик положения распределительного вала;

— бензонасос.

Обычно подпрограмма DE включает лампу MIL после обнаружения неисправности в двух поездках подряд.

Оставить комментарий

..

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Мастерская Своего Дела - msd.com.ua