VAG-диагностика
Параллельно стандартам OBD европейские производители развивали свои дилерские системы бортовой диагностики. Одним из таких направлений является так называемая, VAG-диагностика — система бортовой диагностики поддерживаемая группой производителей Volkswagen Audi Group — VAG, в нее также входят Skoda и SEAT. Бортовые системы диагностирования и со-
ответственно фирменные (дилерские) сканеры имеют единую архитектуру — идеологию систем [29].
Идеология производителя автомобиля основана на том, что каждая автономная система управления должна быть снабжена собственными средствами контроля, управления и диагностики на основе бортового компьютера.
Именно компьютером, его «интеллектуальностью», вычислительной мощностью и качеством реализуемых им алгоритмов управления определяется весь список решаемых им задач и функциональность системы на данный момент развития всей сферы автомобилестроения. Каждая система управления имеет свой собственный уникальный вычислительный модуль (бортовой компьютер), который физически выводится на общую шину данных и может быть опрошен оборудованием, подключаемым к диагностическому разъему автомобиля.
Идеология VAG-систем основана на том, что каждой системе управления на этапе ее разработки, производитель присваивает свой собственный уникальный физический адрес для независимого обращения диагностического оборудования отдельно к каждой из систем управления автомобилем. VAG использует диапазон адресов от 1 до 128. При тестировании и диагностике выбор необходимой системы управления происходит по текстовому названию системы, либо непосредственно по ее адресу, который ассоциирован с этим названием. Адреса указываются в шестнадцатеричной системе исчисления от 01 до 7F.
В сканере диагностической системы LAVScan выбор системы управления по названию полностью синхронизирован с изменением ее адреса. То есть при выборе текстового названия системы в поле адресов автоматически отображается ассоциированный с нею адрес. Это помогает диагносту ориентироваться в дилерской документации или информационной базе данных ELSA, которая для совместимости с прибором VAG-1551/52, полностью ориентирована лишь на адресный метод выбора системы. Названия систем в списке отсортированы в алфавитном порядке. При выборе диагностом адреса требуемой системы, в строке текстового названия появляется ее имя. Это позволяет диагностам уже привыкшим к работе с устаревшими дилерскими приборами постепенно адаптировать свой прежний навык к более удобной и наглядной форме выбора системы управления по ее названию. Если с данным адресом ничего не ассоциировано диагност все же может обратиться к нему и провести процесс сканирования. В этом случае строка текстового названия системы остается незаполненной.
Отдельно и несколько обособленно стоит адрес 00. Как таковой, этот адрес в концепции VAG-диагностики не закреплен ни за одной системой управления. Скорее, он представляет собой некую разновидность семейства VAG-функций и служит для поочередного опроса кодов неисправностей в диапазоне адресов. То есть выбор в приборе или программе данного адреса активизирует режим функции накопителя неисправностей. Сканер начинает считывать коды неисправностей из памяти всех доступных ему систем
управления. Это может занимать длительное время, но удобство очевидно.
После опроса диагност получает весь список неисправностей, реально существующих на момент тестирования, либо имевших место ранее, но в настоящее время себя не проявляющих (неустойчивых кодов). Неустойчивые коды неисправности в отличие от обычных устойчивых «жестких» кодов могут не присутствовать в памяти на момент тестирования диагностом автомобильных систем. Иное название данного класса кодов — спорадические или «мягкие» неисправности. Данные неисправности характерны случайным характером своего проявления.
Наряду с адресацией систем управления VAG использует понятие собственных стандартизированных функций и процедур. Все действия, которые может выполнить диагност на штатном оборудовании или программе, начиная от идентификации системы управления до обновления прошивки модуля или его чип-тюнинга, однозначно определяются набором и доступностью этих функций.
В диагностике VAG существуют три линии данных, которые служат для возможности обмена информацией между модулями управления и сканером, подключаемым к диагностическому разъему автомобиля. Чаще всего это линии открытого типа и совершенно лишены какого-то ни было экранирования. Они реализованы на тех же самых проводных соединениях, на которых реализована остальная проводка автомобиля. Именно поэтому диагностические линии весьма уязвимы и подвержены действию импульсных и монотонных помех, часто возникающих и особенно интенсивных в условиях сервиса с комплексным проведением работ по обслуживанию автомобилей (например, с электросваркой). При наличии таких помех связь между автомобилем и сканером становится неустойчивой, а подчас совершенно невозможной. Исходя из этого требования VAG жестко ограничивает длину коммутационных проводов между автомобилем и сканером, фиксированным значением 5 метров. В условиях среднего сервиса этого бывает более чем достаточно.
В VAG-системах существует понятие диагностического сеанса — период времени взаимодействия и обмена данными между сканером и автомобилем с момента успешного проведения процедуры инициализации модуля, вплоть до момента завершения обмена стандартной функцией VAG 06. Это легальное завершение сеанса связи, в отличие от аварийного завершения при восстановимых или невосстановимых сбоях оборудования, потере данных или нарушении синхронизации между ядром сканера и процессором модуля управления, является наиболее предпочтительным методом окончания диагностических процедур.
Диагностические линии VAG подразделяются на два различных класса и соответственно имеют различные наименования «К» и «L». Третий класс вместе с соответствующей линией служит для подключения к ней светодиодного пробника для возможности чтения медленных кодов неисправностей из памяти автомобиля.
Диагностическая «L» линия используется для обмена, на автомобилях прежних выпусков и является однонаправленной. Со стороны сканера она работает только на выход, то есть это выходная линия. Ее импеданс в некоторых случаях может быть довольно низким, то есть линия обладает повышенной нагрузочной способностью вплоть до подсоединения маломощной лампы накаливания либо светодиодного пробника для того, чтобы в какой-то мере заменить отсутствующую линию медленных кодов. В пассивном состоянии на линии присутствует потенциал, близкий к напряжению в бортовой сети автомобиля. В настоящее время используется для проведения процедуры инициализации модулей управления в автомобилях средних годов выпуска.
Диагностическая «К» линия специально предназначена для обмена и является двунаправленной. Со стороны сканера работает как на вход, так и на выход. То есть это и есть та самая диагностическая линия, по которой происходит весь процесс общения автомобиля со сканером после окончания процедуры инициализации модуля. Она обладает средним импедансом и достаточно низкой нагрузочной способностью. Подсоединение к ней даже маломощных дополнительных потребителей или светодиодного пробника полностью лишает ее возможности выполнения своих функций. В пассивном состоянии на линии присутствует потенциал, близкий к напряжению в бортовой сети автомобиля. В настоящее время используется для проведения диагностических процедур и обмена данными между сканером и автомобилем.
Режим медленных кодов — одна из ранних версий и попыток производителя обеспечить владельца автомобиля и диагноста краткой информацией (кодами неисправностей), поставляемой процессором модуля управления с низкой вычислительной мощностью. Основное достоинство режима состоит в дешевизне метода и полном отсутствии требуемого оборудования (удобно в дороге), особенно при наличии светового индикатора неисправности в системе. Эти индикаторы обозначаются: CHECK ENGINE, SERVICE SOON и т. д. Активизация режима происходит после ввода модуля в режим самодиагностики (обычно подачей 0 потенциала, заземлением на массу одного из его проводников). Числовое значение кода идентифицируется по количеству вспышек контрольного индикатора через короткие интервалы времени. В настоящее время данный режим не используется.
С физической точки зрения в VAG-диагностике существует два вида разъемов. Это двухконтактные разъемы старого образца стандартных цветов (черного и белого) с трапецеидальным расположением рабочей плоскости соединительного штекера.
Этим обеспечивается защита от неверного подключения сканера или ошибочных действий диагноста. VAG использует достаточно жесткие пластиковые разъемы как для автомобиля, так и для своего оборудования.
Современный вид разъема имеет 16 контактов и аналогичен разъему OBD-II. В нем практически могут присутствовать не все 16 контактов, а только те, которых достаточно для проведения тестирования. Контакты разъема пронумерованы, и он имеет характерную трапецию, что полностью исключает варианты ошибочных подключений.
Большинству автомобилей, для того чтобы ввести модуль управления в режим тестирования, необходима процедура инициализации. Данная процедура может быть использована как одновременно по двум диагностическим линиям K-Line и L-Line, так и только по одной из них. Выше уже отмечалось, что линия «К» двунаправленная, а линия «L» однонаправленная и задействована на большинстве систем только в процессе инициализации или диагностики по медленным кодам с помощью внешнего или контрольного индикатора на панели приборов.
Процесс инициализации состоит во внешнем (по отношению к автомобилю) вмешательстве диагноста в работу модуля, в результате которого выходные потенциалы на перечисленных «К-L» линиях падают до уровня логического нуля. Любое подключаемое к диагностическому разъему автомобиля оборудование VAG проводит процедуру инициализации модуля управления подобным образом.
Таким образом, современные системы бортового диагностирования соответствуют требованиям OBD-II, при этом позволяют считывать данные из нескольких микропроцессорных систем на одном оборудовании. Сканеры VAG позволяют эффективно диагностировать системы автомобилей группы VAG в более полном объеме, нежели мультимарочные сканеры OBD-II и вне зависимости от года выпуска автомобиля.
Электронные и микропроцессорные системы с каждым годом все шире внедряются в конструкцию современного автомобиля. Это позволяет значительно повысить уровень эксплуатационных свойств автомобилей, таких как: экономичность, тягово-скоростные свойства, тормозные свойства. Значительный вклад микропроцессорная техника внесла в повышение комфортабельности и безопасности автомобиля.
В рамках одного пособия невозможно отразить подробно все вопросы, связанные с конструкцией, эксплуатацией электронных и микропроцессорных автомобильных систем. Тем не менее, авторы попытались систематизировать материал по данному направлению с учетом новейших разработок отечественной и зарубежной автомобильной отрасли.
Автомобиль — сложная динамично развивающая система, несомненно, вопросы совершенствования его систем в части электронного и микропроцессорного управления будут весьма актуальными. По мнению авторов наиболее перспективными вопросами электронных и микропроцессорных систем являются:
— внедрения навигационных систем в системах мониторинга технического состояния автомобиля;
— совершенствование алгоритмов, методов бортовых систем диагностирования;
— применение интеллектуальных технологий в конструкции и технической эксплуатации автомобиля.
Оренбург. Есть всё необходимое диагностическое и инженерное оборудование для диагностики, кодирования, адаптаций, обновления блоков и чип-тюнинга. В том числе знания и опыт.