PostHeaderIcon VAG-диагностика

Параллельно стандартам OBD европейские производители развивали свои дилерские системы бортовой диагностики. Одним из таких направлений является так называемая, VAG-диагностика — система бортовой диагностики поддерживаемая группой производителей Volkswagen Audi Group — VAG, в нее также входят Skoda и SEAT. Бортовые системы диагностирования и со-

ответственно фирменные (дилерские) сканеры имеют единую архитектуру — идеологию систем [29].

Идеология производителя автомобиля основана на том, что каждая ав­тономная система управления должна быть снабжена собственными средст­вами контроля, управления и диагностики на основе бортового компьютера.

Именно компьютером, его «интеллектуальностью», вычислительной мощностью и качеством реализуемых им алгоритмов управления определя­ется весь список решаемых им задач и функциональность системы на данный момент развития всей сферы автомобилестроения. Каждая система управле­ния имеет свой собственный уникальный вычислительный модуль (бортовой компьютер), который физически выводится на общую шину данных и может быть опрошен оборудованием, подключаемым к диагностическому разъему автомобиля.

Идеология VAG-систем основана на том, что каждой системе управле­ния на этапе ее разработки, производитель присваивает свой собственный уникальный физический адрес для независимого обращения диагностическо­го оборудования отдельно к каждой из систем управления автомобилем. VAG использует диапазон адресов от 1 до 128. При тестировании и диагно­стике выбор необходимой системы управления происходит по текстовому названию системы, либо непосредственно по ее адресу, который ассоцииро­ван с этим названием. Адреса указываются в шестнадцатеричной системе ис­числения от 01 до 7F.

В сканере диагностической системы LAVScan выбор системы управле­ния по названию полностью синхронизирован с изменением ее адреса. То есть при выборе текстового названия системы в поле адресов автоматически отображается ассоциированный с нею адрес. Это помогает диагносту ориен­тироваться в дилерской документации или информационной базе данных ELSA, которая для совместимости с прибором VAG-1551/52, полностью ори­ентирована лишь на адресный метод выбора системы. Названия систем в списке отсортированы в алфавитном порядке. При выборе диагностом адреса требуемой системы, в строке текстового названия появляется ее имя. Это по­зволяет диагностам уже привыкшим к работе с устаревшими дилерскими приборами постепенно адаптировать свой прежний навык к более удобной и наглядной форме выбора системы управления по ее названию. Если с дан­ным адресом ничего не ассоциировано диагност все же может обратиться к нему и провести процесс сканирования. В этом случае строка текстового на­звания системы остается незаполненной.

Отдельно и несколько обособленно стоит адрес 00. Как таковой, этот адрес в концепции VAG-диагностики не закреплен ни за одной системой управления. Скорее, он представляет собой некую разновидность семейства VAG-функций и служит для поочередного опроса кодов неисправностей в диапазоне адресов. То есть выбор в приборе или программе данного адреса активизирует режим функции накопителя неисправностей. Сканер начинает считывать коды неисправностей из памяти всех доступных ему систем

управления. Это может занимать длительное время, но удобство очевидно.

После опроса диагност получает весь список неисправностей, реально существующих на момент тестирования, либо имевших место ранее, но в на­стоящее время себя не проявляющих (неустойчивых кодов). Неустойчивые коды неисправности в отличие от обычных устойчивых «жестких» кодов мо­гут не присутствовать в памяти на момент тестирования диагностом автомо­бильных систем. Иное название данного класса кодов — спорадические или «мягкие» неисправности. Данные неисправности характерны случайным ха­рактером своего проявления.

Наряду с адресацией систем управления VAG использует понятие соб­ственных стандартизированных функций и процедур. Все действия, которые может выполнить диагност на штатном оборудовании или программе, начи­ная от идентификации системы управления до обновления прошивки модуля или его чип-тюнинга, однозначно определяются набором и доступностью этих функций.

В диагностике VAG существуют три линии данных, которые служат для возможности обмена информацией между модулями управления и скане­ром, подключаемым к диагностическому разъему автомобиля. Чаще всего это линии открытого типа и совершенно лишены какого-то ни было экрани­рования. Они реализованы на тех же самых проводных соединениях, на ко­торых реализована остальная проводка автомобиля. Именно поэтому диагно­стические линии весьма уязвимы и подвержены действию импульсных и мо­нотонных помех, часто возникающих и особенно интенсивных в условиях сервиса с комплексным проведением работ по обслуживанию автомобилей (например, с электросваркой). При наличии таких помех связь между авто­мобилем и сканером становится неустойчивой, а подчас совершенно невоз­можной. Исходя из этого требования VAG жестко ограничивает длину ком­мутационных проводов между автомобилем и сканером, фиксированным значением 5 метров. В условиях среднего сервиса этого бывает более чем достаточно.

В VAG-системах существует понятие диагностического сеанса — пери­од времени взаимодействия и обмена данными между сканером и автомоби­лем с момента успешного проведения процедуры инициализации модуля, вплоть до момента завершения обмена стандартной функцией VAG 06. Это легальное завершение сеанса связи, в отличие от аварийного завершения при восстановимых или невосстановимых сбоях оборудования, потере данных или нарушении синхронизации между ядром сканера и процессором модуля управления, является наиболее предпочтительным методом окончания диаг­ностических процедур.

Диагностические линии VAG подразделяются на два различных класса и соответственно имеют различные наименования «К» и «L». Третий класс вместе с соответствующей линией служит для подключения к ней светоди­одного пробника для возможности чтения медленных кодов неисправностей из памяти автомобиля.

Диагностическая «L» линия используется для обмена, на автомобилях прежних выпусков и является однонаправленной. Со стороны сканера она работает только на выход, то есть это выходная линия. Ее импеданс в неко­торых случаях может быть довольно низким, то есть линия обладает повы­шенной нагрузочной способностью вплоть до подсоединения маломощной лампы накаливания либо светодиодного пробника для того, чтобы в какой-то мере заменить отсутствующую линию медленных кодов. В пассивном со­стоянии на линии присутствует потенциал, близкий к напряжению в борто­вой сети автомобиля. В настоящее время используется для проведения про­цедуры инициализации модулей управления в автомобилях средних годов выпуска.

Диагностическая «К» линия специально предназначена для обмена и является двунаправленной. Со стороны сканера работает как на вход, так и на выход. То есть это и есть та самая диагностическая линия, по которой происходит весь процесс общения автомобиля со сканером после окончания процедуры инициализации модуля. Она обладает средним импедансом и дос­таточно низкой нагрузочной способностью. Подсоединение к ней даже ма­ломощных дополнительных потребителей или светодиодного пробника пол­ностью лишает ее возможности выполнения своих функций. В пассивном со­стоянии на линии присутствует потенциал, близкий к напряжению в борто­вой сети автомобиля. В настоящее время используется для проведения диаг­ностических процедур и обмена данными между сканером и автомобилем.

Режим медленных кодов — одна из ранних версий и попыток произво­дителя обеспечить владельца автомобиля и диагноста краткой информацией (кодами неисправностей), поставляемой процессором модуля управления с низкой вычислительной мощностью. Основное достоинство режима состоит в дешевизне метода и полном отсутствии требуемого оборудования (удобно в дороге), особенно при наличии светового индикатора неисправности в сис­теме. Эти индикаторы обозначаются: CHECK ENGINE, SERVICE SOON и т. д. Активизация режима происходит после ввода модуля в режим самодиагно­стики (обычно подачей 0 потенциала, заземлением на массу одного из его проводников). Числовое значение кода идентифицируется по количеству вспышек контрольного индикатора через короткие интервалы времени. В на­стоящее время данный режим не используется.

С физической точки зрения в VAG-диагностике существует два вида разъемов. Это двухконтактные разъемы старого образца стандартных цветов (черного и белого) с трапецеидальным расположением рабочей плоскости соединительного штекера.

Этим обеспечивается защита от неверного подключения сканера или ошибочных действий диагноста. VAG использует достаточно жесткие пла­стиковые разъемы как для автомобиля, так и для своего оборудования.

Современный вид разъема имеет 16 контактов и аналогичен разъему OBD-II. В нем практически могут присутствовать не все 16 контактов, а только те, которых достаточно для проведения тестирования. Контакты разъ­ема пронумерованы, и он имеет характерную трапецию, что полностью ис­ключает варианты ошибочных подключений.

Большинству автомобилей, для того чтобы ввести модуль управления в режим тестирования, необходима процедура инициализации. Данная проце­дура может быть использована как одновременно по двум диагностическим линиям K-Line и L-Line, так и только по одной из них. Выше уже отмечалось, что линия «К» двунаправленная, а линия «L» однонаправленная и задейство­вана на большинстве систем только в процессе инициализации или диагно­стики по медленным кодам с помощью внешнего или контрольного индика­тора на панели приборов.

Процесс инициализации состоит во внешнем (по отношению к автомо­билю) вмешательстве диагноста в работу модуля, в результате которого вы­ходные потенциалы на перечисленных «К-L» линиях падают до уровня логи­ческого нуля. Любое подключаемое к диагностическому разъему автомобиля оборудование VAG проводит процедуру инициализации модуля управления подобным образом.

Таким образом, современные системы бортового диагностирования со­ответствуют требованиям OBD-II, при этом позволяют считывать данные из нескольких микропроцессорных систем на одном оборудовании. Сканеры VAG позволяют эффективно диагностировать системы автомобилей группы VAG в более полном объеме, нежели мультимарочные сканеры OBD-II и вне зависимости от года выпуска автомобиля.

Электронные и микропроцессорные системы с каждым годом все шире внедряются в конструкцию современного автомобиля. Это позволяет значи­тельно повысить уровень эксплуатационных свойств автомобилей, таких как: экономичность, тягово-скоростные свойства, тормозные свойства. Зна­чительный вклад микропроцессорная техника внесла в повышение комфор­табельности и безопасности автомобиля.

В рамках одного пособия невозможно отразить подробно все вопросы, связанные с конструкцией, эксплуатацией электронных и микропроцессор­ных автомобильных систем. Тем не менее, авторы попытались систематизи­ровать материал по данному направлению с учетом новейших разработок отечественной и зарубежной автомобильной отрасли.

Автомобиль — сложная динамично развивающая система, несомненно, вопросы совершенствования его систем в части электронного и микропро­цессорного управления будут весьма актуальными. По мнению авторов наи­более перспективными вопросами электронных и микропроцессорных сис­тем являются:

— внедрения навигационных систем в системах мониторинга техническо­го состояния автомобиля;

— совершенствование алгоритмов, методов бортовых систем диагности­рования;

— применение интеллектуальных технологий в конструкции и техниче­ской эксплуатации автомобиля.

Один комментарий на “VAG-диагностика”

  • Оренбург. Есть всё необходимое диагностическое и инженерное оборудование для диагностики, кодирования, адаптаций, обновления блоков и чип-тюнинга. В том числе знания и опыт.

Оставить комментарий

..

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Мастерская Своего Дела - msd.com.ua